27 июля 1952 года открыт Волго-Донский канал

06:00 Июль 27, 2016

Канал соединил две могучие реки – Волгу и Дон – в месте их наибольшего сближения, неподалёку от Сталинграда, возле города Калач-на-Дону.

Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине 16-го века. Турецкий султан Селим Второй, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить этот канал. Но уже через месяц турки отступили.

Вторая известная попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра Первого. По его приказу в 1697-ом  году началось строительство шлюзованного канала между притоками Дона и Волги. Через 4 года канал был частично построен, но из-за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты.

До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.

В 1918-ом году советское правительство причислило Волго-Донской водный путь к первоочередным объектам капитального строительства. Однако нехватка финансов и гражданская война вновь помешали исполнить задуманное. 

В 1940-ом году составление проектного задания по Волго‑Донскому водному пути было поручено Главному управлению гидротехнических работ. Развернувшиеся проектные работы были прерваны войной, но в 1943-ем году были вновь возобновлены. Строительство началось в феврале 48-го и продолжалось 4,5 года - рекордно короткий срок в мировой истории. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, талантливый гидротехник, под началом которого уже были построены Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В строительстве принимали участие около 100 тысяч пленных немцев, столько же советских зеков и 700 тысяч вольнонаёмных.

Общая протяжённость канала составила 101 километр. Из них чуть меньше половины проходит по водохранилищам. Было построено 13 шлюзов. Движение судов началось 1 июня 1952-го, но официальное открытие канала состоялось спустя месяц. Тем летом по каналу пошли и грузы, и пассажиры, и туристы.

Великолепное архитектурное оформление канала в духе сталинского ампира с его монументализмом, идеологизмом и культом героического прошлого обеспечил выдающийся зодчий Леонид Поляков.  У первого шлюза установлен памятник Владимиру Ленину. Изначально на этом постаменте находился монумент Иосифу Сталину, но он был демонтирован в рамках проходившего в СССР процесса десталинизации. 

Путешествие по Волго-Донскому каналу — это путь не только по воде, но и по истории страны.  Теперь это своеобразный музей под открытым небом. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».
Версия для печати
Новости по теме

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus