6 июля 1929 года прошли морские испытания первого советского самолёта-амфибии

00:09 Июль 6, 2015

Ш-1 с мотором мощностью 65 лошадиных сил построил энтузиаст авиации. Тридцатилетний Вадим Шавров собирал его в обычной городской квартире вместе с друзьями.

Летные испытания прошли успешно. Спустя год по заданию начальника Военно-Воздушных Сил создали второй экземпляр машины, он уже был увеличен в размерах.  Так появился известный в авиационных кругах всего мира самолет Ш-2.

Аппарат использовался в двух вариантах: пассажирско-грузовом для перевозки пары пассажиров, почты или грузов; и в санитарном - для перевозки больного на носилках, с которым летит медик.  При проектировании амфибии конструктор старался сделать самолет универсальным. Ему это удалось.  Так, в зависимости от задания или обстановки, сложившейся в полете, Ш-2, взлетев с воды, мог совершить посадку на аэродром. И наоборот -  взлететь с суши и сесть на водную поверхность, чтоб потом на своих колесах «выйти» на пологий берег.

Хорошие летные данные амфибии, технологичность изготовления из недефицитных материалов открыли перед ней широкую дорогу. «Шаврушка» с честью и славой прослужила народному хозяйству страны более трех десятков лет.

В 30-х годах амфибии применялись для исследования побережья Северного Ледовитого океана. Славные полярные летчики, летая на Ш-2, заполнили много «белых пятен» на карте Крайнего Севера нашей Родины. Самолету со сложенными крыльями всегда находилось место и на борту ледоколов, ходивших к высоким широтам Северного полюса. Амфибия широко использовалась на местных воздушных линиях в районах, где много рек и озер.

Конечно, отдельные части и агрегаты самолета с течением времени модернизировались.  Устаревшие приборы заменяли новыми. С 1951 года Ш-2 делали  с одиночным управлением и системой запуска мотора сжатым воздухом. Для удобства пилота и пассажиров на кабину установили остекленный фонарь.  Однако в своей основе конструкция системно не менялась.

В предельно простом и дешевом Ш-2 было много оригинальных конструкторских решений. К примеру, самолет можно было подвешивать на крюк для удобного спуска на воду с корабля. Шавров впервые в авиации догадался сделать подкосное верхнее крыло, консоли которого могли складываться назад. Не случайно у амфибии впервые появилось поднимаемое шасси, а бязевая обшивка «шаврушки» покрылась аэролаком, став водонепроницаемой. Нижние крылья с поплавками боковой остойчивости надежно удерживали лодку на воде в любую волну.  

Видимо, все эти достоинства сделали самолет нестареющим, несмотря на скорость всего в 145 км/ч. Сошли с водных аэродромов итальянские «савойи», английские «авро» и немецкие «юнкерсы» и «дорнье», но по-прежнему продолжали летать их ровесники – старые добрые  «шаврушки».  Летчики-сибиряки рассказывают, что на Оби и сейчас еще можно встретить гидросамолет Ш-2, созданный в 1930 году. Это для авиации -  невиданный случай.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк»

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено