9 сентября 1913 года летчик и конструктор Петр Нестеров на самолёте «Ньюпор-4» первым в мире сделал «мертвую петлю»

09:28 Сен. 9, 2015

Позже эта фигура военного пилотажа стала называться его именем.

На заре авиации большинство авиаторов летало «блинчиком», «тарелочкой», ровненько. Строго-настрого запрещалось при поворотах накренять самолет. «Бойтесь кренов!» — учили молодых пилотов инструкторы тогдашних авиационных школ.

У Петра Нестерова такие советы вызывали возмущение и протест. «Посмотрите на птиц, — говорил он своим товарищам-летчикам, — разве они так летают? Делая поворот, птица непременно накренится, повернется боком к земле: одно крыло — вверх, другое — вниз».

Сам он летал иначе. При виражах смело накреняя машину. Авиаторы, видевшие его полеты, только ахали от изумления, а  Нестеров удивлялся: «Как они не понимают?  Ведь если правильно управлять машиной, воздух будет удерживать ее в любом положении».  В цирке он видел номер, называвшийся «мертвой петлей». Артист стремительно съезжал на велосипеде по наклонной дорожке. Затем она круто шла вверх, сворачивалась в огромную спираль. Артист мчался по спирали. В какой-то момент он оказывался вниз головой, но не падал. При быстром движении возникала сила, которая удерживала его от падения. Нестеров был уверен, что на самолете, в воздухе, тоже можно выполнить такую же «мертвую петлю».  

После удачного эксперимента имя Петра Нестерова стало известно всей России, а потом и всему миру. Но грянула Первая мировая война. Прославленный летчик  наравне со своими товарищами принимал участие в болевых действиях,  совершая смелые разведывательные рейды в тыл австрийцев. Конечно, разведку вели и австрийские самолеты. Особенно досаждал нашим войскам самолет «Альбатрос», которым управлял лейтенант барон Розенталь. С земли сбить его никак не удавалось.

Нестеров решил во что бы то ни стало уничтожить самолет барона. И вот 8 сентября, когда «Альбатрос» снова появился над расположением русских войск, Нестеров поднялся в воздух. Его легкий «Моран» быстро нагнал более тяжелую машину австрийца. Нестеров сделал над «Альбатросом» круг, пытаясь принудить его к посадке. Но тот стал поспешно уходить на запад. И тогда Нестеров, зайдя сзади, ударил его своим самолетом.

Поврежденный «Альбатрос» повалился набок, перевернулся и беспорядочно полетел к земле. Падать начал и «Моран». От удара у него отвалился мотор. Нестеров еще в воздухе был выброшен из поврежденного самолета. Он упал шагах в двадцати от обломков своей машины.  На том месте, где погиб бесстрашный русский летчик, был сооружен обелиск. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».



Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено