11 декабря 1871 года в Петербурге открылась первая выставка передвижников

08:27 Дек. 11, 2015

За восемь лет до этого четырнадцать лучших выпускников Академии художеств потребовали от руководства разрешение на свободный выбор темы конкурсной картины.

Получив отказ, молодые студенты, не раздумывая, вышли из состава учебного заведения, организовав свободную артель, названную Товариществом передвижных художественных выставок.

Основателями направления были художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Перов и Григорий Мясоедов. К ним присоединились многие живописцы, ставшие позже классиками российской художественной школы. Первая выставка Товарищества, в которой участвовали двадцать художников,  открылась в залах петербургской Академии художеств. Самый громкий успех выпал на долю картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея» Николая Ге. Публика убедилась, что русская живопись способна к социальной остроте и тонкому проникновению в психологию человека.  

 «Передвижники» стали первыми русскими реалистами. Их творческим методом стал критический реализм, стремление воплотить «правду жизни». Любой вымысел, идеализация, приукрашивание считались проявлением академической «лжи». Благодаря творчеству передвижников, искусство становится в России общественной трибуной; художники обращаются к острым социальным и этическим проблемам, решают просветительские задачи. Передвижники мыслили свое занятие искусством, как высокую миссию общественного служения. Их картины обращены к неравнодушному, размышляющему и сопереживающему зрителю.

Выставки, которые устраивали художники-передвижники, имели огромный успех, причем у самых различных слоев населения. Плату за посещение экспозиции делили между участниками объединения, часть выручки сохраняли в общем фонде. Кроме того, каждый художник мог рассчитывать на продажу своих произведений на передвижных выставках. Коммерческая успешность передвижников  была залогом их творческой независимости. Товарищество не ограничивало доступ в свои ряды, что противоречило бы его демократической платформе. Однако открытость объединения для новых участников привела к тому, что с течением времени в его рядах оказалось немало слабых художников, а недостаток свежих идей привел к некоторому застою, «измельчанию» сюжетов, повторяемости прежних мотивов.

В своих работах реалисты опирались не только на опыт отечественной живописи, но и на достижения классического и современного мирового искусства. Многие представители товарищества в разные годы по направлению Академии художеств посещали зарубежные страны, где перенимали опыт своих коллег, изучали живопись различных эпох и стилей. Творчество художников-передвижников во многом определило движение мировой живописи девятнадцатого–двадцатого веков.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus