15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде восстановлено движения трамвая

06:00 Апрель 15, 2016

До сентября 1941 года движение трамваев в городе было достаточно стабильным. Но со взятием в кольцо блокады на подстанции стало поступать все меньше и меньше электроэнергии. Соответственно, стало уменьшаться количество трамваев и на городских улицах.

Между тем, трамвай играл важную роль в жизни блокадного Ленинграда. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железнодорожных станций с последующей перегрузкой в железнодорожные эшелоны. Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки эшелонов.

Во время блокады в городе можно было услышать следующий диалог: "Как твои дела? – Да как у трамвая четвертого маршрута: "поголодаю, поголодаю и на Волково". Имелась в виду трасса одного из трамвайных маршрутов военного времени: с острова Голодай (ныне остров Декабристов)  к Волковскому кладбищу… Такой вот специфический блокадный юмор.

8-го декабря 1941 -го года движение трамваев в городе прекратилось. Приказа о закрытии трамвайного движения не было, поэтому долгосрочное отключение электроэнергии большое количество трамвайных поездов встретили на линии, и там и остались до весны. 

В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе. В первую очередь речь шла о  грузовом сообщении. 7-го марта по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы.

15 апреля  было открыто и движение пассажирских трамваев. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь. Да и быт горожан несколько упростился – теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. Трамваи проходили из одного конца города в другой через центр: практически в любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой.

Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди вагоновожатых, так и среди пассажиров. Чтобы минимизировать потери, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке;  периодически переносились места остановок; чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. Наконец, на маршруты старались выпускать короткие поезда,  чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.

Проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено