17 июня 1930 года с конвейера сошел первый сталинградский трактор

06:00 Июнь 17, 2016

В СССР тракторостроению уделялось пристальное внимание. Сельское хозяйство нуждалось в скорейшей механизации, а собственных заводов в стране не было. В 22-ом началось мелкосерийное производство отечественных моделей "Коломенец" и "Запорожец".

Первые советские трактора оставались технически несовершенными и маломощными. К примеру, у "Запорожца" ведущим было всего одно заднее колесо. Маломощный двухтактный мотор разгонял "железного коня" до 3 с половиной километров в час. Передача только одна, передняя. Мощность на крючке – 4 с половиной киловатта.  Но и этот трактор  значительно облегчал труд сельчан.

Спустя две пятилетки  наступил прорыв. Стало очевидным, что для обеспечения колхозов производительными тракторами необходимо строить специализированные заводы, объединяющие науку, конструкторские бюро и производственные мощности. Инициатором проекта стал  Дзержинский. Первое крупносерийное производство тракторов в СССР было налажено в Сталинграде.

 Благодаря стратегическому положению (на пересечении поставок бакинской нефти, уральского металла и донбасского угля) и наличию армии квалифицированной рабочей силы он выиграл конкуренцию у Харькова, Ростова, Запорожья, Воронежа и Таганрога. В 1925 году было принято постановление о строительстве современного предприятия, а в 30-ом с конвейера сошел легендарный   СТЗ-1.

Как и большинство пахотных тракторов того периода, он был настоящей железной машиной, у которой даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста - стальные штампованные. И колесные обода тоже стальные, голые, без каких-либо шин. На задних ведущих колесах к ободам привинчены мощные треугольные шипы грунтозацепов. Трактор не предназначался для езды по дорогам с твердым покрытием, а на пашне 30-х годов шины еще казались излишеством, да и исключалась необходимость освоения выпуска сложных и недешевых резино-технических изделий. 

Карбюраторный четырехтактный 4-цилиндровый двигатель работал, как и у других тракторов 20-30-х годов, на керосине. Тракторист оперировал трехскоростной коробкой передач.  Машина развивала скорость до 7-ми с половиной километров в час, а максимальное тяговое усилие на крюке достигало 11-ти киловатт.

Первый трактор встающей на ноги индустрии воплощал в себе простые, удобные в производстве и эксплуатации технические решения.  Наряду с тракторами "Фордзон-Путиловец" и более легким «Универсалом», СТЗ-1 активно входил в хозяйственную жизнь советской деревни. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено