14 июня 1440 года родился великий иконописец Дионисий

06:00 Июнь 14, 2016

Конечно, дата его рождения условна. Но для нас это — повод вспомнить самого почитаемого художника Древней Руси, современника Рафаэля и Ивана Третьего.

Продолжая и развивая наследие Андрея Рублева, Дионисий создавал произведения, отражавшие подъем русской культуры в эпоху сложения централизованного Русского государства. К началу 16-го века присоединением к Москве Новгорода, Пскова и Твери завершился процесс объединения русских земель в единое государство. Осенью 1480-го года была одержана бескровная победа на реке Угре, ознаменовавшая окончательное падение ордынского ига.

Новое положение Москвы как столицы единого, обширного европейского государства породило необходимость перестройки Московского Кремля. При Иване Третьем заново возводятся Успенский  и Благовещенский соборы, строится церковь Ризположения. 

Дионисий работал в обстановке духовного подъема, и в то же время напряженных эсхатологических настроений, связанных с ожиданием конца света по истечении седьмой тысячи лет (по старому русскому летоисчислению).

Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. К нему, очевидно, обращены трактаты крупнейшего публициста, писателя и общественного деятеля того времени Иосифа Волоцкого.

Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

Сохранились иконы Дионисия, написанные им для заволжских монастырей: Павло-Обнорского, Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского. Известно также, что Дионисий писал иконостас для Спасо-Каменного монастыря, находящегося под Вологдой. Русские летописи упоминают о росписях Дионисия, украшавших соборы Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой, Чигасова монастыря в Москве.

Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в северных монастырях Заволжья – в Белозерском и Вологодском краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансамбль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря — единственную сохранившуюся стенопись Дионисия.

Только здесь творчество  Дионисия представлено в подлинном, практически не измененном временем и людьми виде.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено