6 июля 1929 года прошли испытания первого отечественного самолёта-амфибии

06:00 Июль 6, 2016

Этот прорывный проект во многом заслуга авиаконструктора Вадима Шаврова.

Рос Вадим Борисович в семье артиллерийского офицера, однако карьера военного не привлекала его. В 1914 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения и закончил его в 1924 году авиаинженером, получив диплом под номером "2". Год работал начальником аэропорта на первых воздушных линиях Средней Азии и за неимением штатов сам продавал билеты и сдавал выручку, а то и грузил багаж на самолет. Много хлопот доставлял ему аэродром - летом его засыпало песками, зимой заливало водой, и воздушное сообщение прекращалось. И, пожалуй, именно тогда воображение впервые нарисовало перед Вадимом Шавровым самолет-амфибию, для которого не нужно строить дорогостоящих аэродромов и держать штаты аэродромной службы, для которого аэродром - вся земля: ее пески и снега, моря и озера.

В конце 1925 года он попал в конструкторское бюро Григоровича, проектировавшее гидросамолеты.  Параллельно у себя дома, в просторной ленинградской квартире, начал строить свою первую амфибию в натуральную величину. Любопытные горожане валом валили на экскурсии, и уже тогда прозвали самолет "шаврушкой". Вскоре вытащенная через окно на улицу амфибия прошла испытания в Финском заливе, а потом, пилотируемая летчиком Глаголевым, своим ходом благополучно долетела до Москвы. Ее стали выпускать серийно.

В предельно простой и дешевой  амфибии Шаврова была масса оригинальных конструкторских находок.  Все эти достоинства обусловили огромную популярность самолета, несмотря на скорость всего в 145 километров в час. "Шаврушки" искали рыбные косяки, сторожили леса от пожаров, разведывали полезные ископаемые. Их брали с собой советские корабли, штурмующие Северный морской путь, - "Челюскин", "Литке", "Красин" - для ледовой разведки.

Летчики-сибиряки рассказывают, что на Оби и сейчас еще можно встретить "шаврушки" 30-х годов выпуска. Невиданный случай в авиации, где конструкции часто устаревают еще в период испытаний, а то и не успев сойти с чертежей. 

Интересно, что  конструктор Шавров остался в истории и как ученый-энтомолог, личной коллекции которого могли позавидовать крупнейшие музеи мира. А еще Вадим Борисович был выдающимся историком авиастроения.  Он  разыскал, систематизировал и описал 800 оригинальных типов и модификаций отечественных самолетов первой половины 20-го века, включая опытные, экспериментальные, серийные, недостроенные и даже те, что существовали всего лишь на бумаге.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено