27 июля 1952 года открыт Волго-Донской канал

08:30 Июль 27, 2015

Дмитрий Рогулин/ТАСС

Волго-Донской судоходный канал имени Ленина (такого его полное название) соединил две крупнейшие реки России в месте их максимального сближения друг с другом вблизи Волгограда.

Первую попытку создать единую волго-донскую транспортную систему историки относят к середине 16-го века. В 1569 турецкий султан Селим Второй, известный своим походом на Астрахань, направил 22 тысячи солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако, всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за сто лет ничего не сделать». Между тем следы той работы сохранились до сих пор - это глубокая канава, названная турецким валом.

Петром Первым, который прекрасно понимал перспективы этого строительства, через 130 лет была принята вторая попытка. Но и она оказалась неудачной: несмотря на то, что к концу 1701-го года канал был частично закончен, а некоторые шлюзы полностью построены, сооружение разрушили  из-за войны со Швецией. Тот проект, кстати, тоже оставил свой след - Петров вал.

До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи.

В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство Советской России снова вернулось к проблеме создания канала. Однако, проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончанию Сталинградской битвы, в 1943 году. Ими на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломоро-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами так называемых «врагов народа» — политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса.

Канал был построен всего за 4 с половиной года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал при таком же объёме работ строили больше четверти века.  Волго-Донской судоходный канал соединил 5 морей: Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское и связал между собой речные пути Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейнов. Канал прошел по засушливым степям и принес живительную влагу полям Волгоградской и Ростовской областей.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».



Версия для печати
Новости по теме

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus