9 декабря 1836 года в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя»

09:26 Дек. 9, 2015

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии.

По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести Жуковского «Марьина роща», однако ему предложили тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов.

Работа над созданием оперы шла на протяжении всего 1835-го и в первой половине 1836-го годов. Первые репетиции начались весной в Александринском театре. Важную роль при этом сыграл итальянец Катарино Кавос, автор первой оперы о Сусанине.

В ходе создания произведение несколько раз меняла своё название. Первоначально самим композитором она была названа "Иван Сусанин". Но, по-видимому, это было рабочее название, под которым она не могла попасть на сцену, чтобы не создалось путаницы с оперой  Кавоса. На завершающем этапе работы опера получила название "Смерть за царя". Когда все было закончено, Глинка обратился за позволением посвятить её Николаю Первому. Посвящение первой русской оперы на такой значимый и важный сюжет было благосклонно принято, и одновременно утверждён окончательный вариант её названия – "Жизнь за царя".

Либретто написано бароном Розеном, личным секретарём наследника, весьма посредственным поэтом, к тому же плохо владевшим русским языком. Из-под пера автора вышел прямолинейно монархический текст, недостатки которого,  впрочем, были сглажены музыкой и вокалом. 

Позже в новом, «советском» либретто, написанном поэтом Городецким, исторические факты искажены. Царь в тексте не упоминается, и непонятно, почему поляки, направляющиеся в Москву, оказываются под Костромой (у Розена это мотивировано: здесь, в монастыре, укрывается будущий русский царь, 16-летний Михаил Романов). По сути, версия Городецкого делает бессмысленным сам подвиг Сусанина, который гибнет,  спасая многотысячное войско Минина от жалкой горсточки поляков.

Премьера состоялась в петербургском Большом театре. Опера, которой рукоплескал император Николай Первый, стала символом новой государственной идеологии – «Триады». Православие, самодержавие, народность – все эти начала были достойно представлены в музыкальной эпопее.

 "Жизнь за царя" - первая классическая национальная русская опера. В ней Глинка сумел, как отмечали современники, возвысить до трагедии народный напев. Опера стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских оперных композиторов-классиков.

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено