24 сентября 1916 летчик Константин Арцеулов первым в мире намеренно ввёл самолёт в штопор и вышел из него

08:38 Сен. 24, 2015

Из-за штопора погибли многие лётчики, а оставшиеся в живых утверждали, что самолет, начав вращаться, становился неуправляемым.

Машина падала носом к земле и вращалась, ввинчиваясь в воздух по вертикали вниз. Отсюда и название — штопор.

Ротмистр Арцеулов готовил лётчиков-истребителей в севастопольской авиашколе и старался разгадать секрет штопора. Он пришёл к выводу, что в критической ситуации следует отклонять ручку вперед, к приборной доске, «от себя», в направлении штопора. Попытка оказалась успешной. Арцеулов остановил самолёт в штопоре – сначала после двух витков, а потом – и после шести. Летчик предложил ввести побежденный штопор в список фигур высшего пилотажа, обязательный для истребителя.

Надо отметить, что Константин Арцеулов   был  не только высококлассным лётчиком, но и талантливым конструктором, прекрасным художником и иллюстратором.  Он родился в Крыму и провёл детство со своим великим дедушкой — Иваном Константиновичем Айвазовским. Костя был единственным из домочадцев, кому разрешалось заходить в мастерскую художника-мариниста. Айвазовский больше никого туда не пускал. Сам Арцеулов никогда не работал в той мастерской, но зрителем был довольно внимательным. Увы, когда мальчику было 9 лет от роду, Айвазовский умер. Но любовь к живописи Константин Арцеулов пронёс через всю свою жизнь, будучи верен ей, как и любви к авиации.

Летом 1911 года, пройдя успешно все испытания на самолёте «Фарман», Арцеулов получает звание пилота авиатора. В сентябре 1912 года Арцеулова призывают в армию. В ноябре 1913 года Арцеулову присваивают чин прапорщика. А в августе 1914-го начинается Первая мировая война.  Арцеулов отважно сражался, был награждён несколькими орденами.     При подготовке Брусиловского прорыва его разведывательные данные были наиболее ценны.         

После   революции Арцеулов продолжал готовить кадры военных летчиков (одним из его учеников был Валерий Чкалов), испытывал самолеты, работал в гражданской авиации, был одним из организаторов советского планеризма.    Летчик высочайшего класса, летающий на самолетах 50-ти  различных типов и имеющий свыше 6-ти тысяч часов налета,   в 33-ем году  Арцеулов был репрессирован по доносу и отправлен в ссылку в Архангельск. Работал там мотористом на катере. В 37-ом реабилитирован. По причине большого перерыва в летном стаже в авиацию не вернулся, став художником-оформителем. Жизненный путь Константина Арцеулова закончился весной олимпийского 80-го года в Москве. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено