26 апреля 1978 года начато строительство Северомуйского тоннеля

06:00 Апрель 26, 2016

Рекордный тоннель был одним из главных объектов Байкало-Амурской магистрали. Своё название он получил по имени Северо-Муйского горного хребта в Бурятии, который строители пронзили насквозь.

Северомуйский тоннель - крупнейший железнодорожный тоннель в России, не считая линий метро, его длина — 15 километров 343 километра. Пожалуй, в истории не было тоннеля, который сооружался бы в таких тяжелых условиях: дикие, необжитые, хотя и очень красивые места, экстремальные морозы, вечная мерзлота, высокая сейсмическая активность, тектонические разломы, перенапряженность горных пород, огромные объемы подземных вод, в том числе высокой температуры.

Нормативный срок эксплуатации тоннеля 100 лет. Капитальный ремонт, как считают специалисты, ему потребуется не раньше, чем через 50 лет. На строительство сооружения в общей сложности было потрачено около 9 млрд. рублей.  Из-за многочисленных трудностей, в том числе связанных с финансированием, его  строили дольше любого другого бамовского объекта и с неизмеримо бОльшими финансовыми и человеческими затратами.

Работы начались в 1977 году. Первые два года ушли только на откачку воды из Ангара-канского подземного озера, которое оказывало гигантское давление на горные породы. К 1984 году основная часть БАМа была готова, по магистрали ходили поезда, и стало очевидно, что окончание строительства Северомуйского тоннеля откладывается на долгие годы. Чтобы обеспечить непрерывность движения составов на всем БАМе, в 1983 году был построен сначала один временный обход, а в 1989 - другой, более удобный в эксплуатации.

До 1991 года тоннель строился ударными темпами, численность трудового коллектива доходила до пяти тысяч человек. Потом финансирование резко сократилось, но строительство не прекращалось даже в самые тяжелые для российской экономики годы. Тоннель прокладывали с двух сторон, строители продвигались навстречу друг другу.

Так называемая "сбивка" состоялась 30 марта 2001 года. При этом отклонение осей двух встречных тоннелей составило всего 69 миллиметров по горизонтали и 36 – по вертикали. Первый поезд по Северомуйскому тоннелю прошел в конце 2001 года, а 5 декабря 2003 года тоннель был принят в постоянную эксплуатацию. Теперь по всему БАМу, от Тайшета до Советской Гавани, могли следовать тяжеловесные грузовые и пассажирские поезда.

Сейчас через Северомуйский тоннель ежедневно проходит несколько пассажирских поездов, следующих из Москвы и других городов европейской части России в Тынду и Нерюнгри и обратно. У пассажиров есть возможность воочию оценить масштаб этого выдающегося сооружения. 

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Версия для печати
Новости по теме

Видеоблог Сергея Доренко

Связь с эфиром


Сообщение отправлено
Система Orphus